Гармония и резонанс
В 1901 году Чарльз Доу в статье для Wall Street Journal сделал интересное заключение о реакции рынка на рост отдельных ценных бумаг:
Метод, применяемый некоторыми рыночными трейдерами с большим опытом, использует реакцию рынка. Теория, на которую он опирается, гласит: рынком всегда манипулируют в большей или меньшей степени. Крупный трейдер, желающий подвинуть рынок, не покупает все подряд по списку, а вкладывает деньги только в две или три лидирующие акции путем законной покупки либо через манипулирование. Затем он наблюдает, какое воздействие это оказало на другие акции. Если настроение рынка бычье и люди расположены пока оставаться в игре, те, кто видит этот подъем, произошедший в двух или трех акциях, сразу же начинают покупать другие бумаги, и рынок поднимается к еще более высокому уровню. Это и есть реакция публики. В результате можно ожидать, что ведущие акции получат еще один толчок вверх, и основной рынок последует за ними.
Как сказал Чарльз Доу в начале этого века, движения рынка в отдельных ценных бумагах должны подтверждаться более широким движением, в которое вовлечено много акций. Только в этом случае тренд считается правдоподобным. Это явление иногда называется шириной рынка (market breadth1). Доу также сформулировал следующее правило: рост промышленных акций, не подтвержденный ростом акций из транспортного сектора, считается несостоятельным. Причина объясняется следующим образом:
Если акции промышленных компаний растут, причиной может быть ожидаемый сильный индустриальный рост. Промышленные товары не передвигаются сами по себе, поэтому должен наблюдаться рост и в транспортном секторе. Следовательно, цены на акции транспортных фирм должны повышаться. Если этого не происходит, значит, чтото не так.
Другими словами, если рынки не подтверждают друг друга, их движения происходят, скорее всего, за счет беспричинной спекуляции, нежели изза учета будущих экономических трендов при текущих ценах на финансовых рынках.
Позже идея гармонии и резонанса получила свое дальнейшее развитие во многих областях. Давайте рассмотрим каждый рынок по отдельности.
Многие аналитики акций, рекомендующие покупать какуюто отдельную ценную бумагу, говорят, что она "дешевле" на рынке, чем другие. Но проблема в том, что, если весь рынок начнет падать, с собой он возьмет и "дешевые", и "дорогие" акции. Во время паники люди продают все бумаги, от которых только можно избавиться, чтобы сделать деньги, необходимые для поддержки тех акций, из которых они не могут выйти.
Акции влияют друг на друга. Поэтому не всегда достаточно интересоваться поведением только одной единственной акций.