9391678e

Психология бизнеса Искусство продаж


Видео курс

Автор: П. Буков

Ни для кого не секрет, что конкурентная битва между корпорациями, производящими сходные товары, переместилась в сферу человеческих технологий. И линия фронта в этой баталии пролегла прямо через прилавок. В любой же войне победа достается наиболее подготовленным.

Кто же такие – продавцы вообще?

Первая группа: бывшие работники торговли. Традиция смотреть сверху вниз на покупателя, сохраненная с советских времен, пусть даже замаскированная, отталкивает клиентов.

Вторая группа – люди, пришедшие за прилавок не от хорошей жизни. Нередко это люди с высшим образованием, считающие торговлю делом временным и постыдным.

Третья группа сотрудников – действительно продавцы. Те, кто с гордостью может произнести название своей профессии. Их позиция часто звучит так: "Победа или смерть", понимая под победой обязательную продажу.

И, наконец, те самые "наиболее подготовленные" – группа "продавцов–виртуозов". Кто они? Они – люди, которые считают продажи своим предназначением, а смыслом своей деятельности – донести до покупателя информацию о товаре. Создать, хоть на минуту, теплые эмоциональные отношения с покупателем, независимо от того, будет ли сделана покупка – вот их истинная цель. Такой сотрудник не позволит себе продавать низкокачественный товар, расписывая его удивительные достоинства, но зато его убежденность и искренность магически действуют на покупателя.

Эффективный продавец – всегда артист. Удача в продаже зависит от того, какую роль он выберет – Инструктора, Отца Родного, Консультанта или же Старого Товарища.
Суть этих ролей – хороший эмоциональный контакт с клиентом плюс заинтересованность в том, чтобы покупатель смог найти то, зачем пришел.

В распределении ролей при продаже можно выделить два полюса: позиция сверху и снизу. Вот, например, случай из практики: во время работы в одном агентстве недвижимости выяснилось, что его сотрудники стихийно, но очень верно специализировались на разных категориях клиентов. Руководитель представил одного из сотрудников: "Этот работает с новыми русскими". Вошел на полусогнутых ногах подобострастный юноша, которому не хватало лишь полотенца через руку и фразы: "Кушать подано". И это была удача продавца – позиция снизу подразумевает признание в клиенте Лидера, Главного, Вожака стаи. А вот следующий специалист напоминал бандита из группировки – спортивный костюм, бритый затылок, характерная челюсть... "А этот, – пояснил руководитель, – работает с алкашами!". Сразу становится ясно, каким образом этот агент достигает консенсуса со своими клиентами – занимает позицию сверху: "Я тут все решаю! Твое дело меня слушать!".

Эффективный продавец одинаково виртуозно владеет всеми позициями, сводя в конечном итоге контакт с клиентом к партнерству.


Успешный продавец также в совершенстве владеет навыками невербальной коммуникации. Это касается отслеживания продавцом своих поз, жестов, мимики, характеристик голоса. Это также касается умения, наблюдая за клиентом получить, максимум информации о нем. Он всегда учитывает, что по степени готовности к серьезной покупке клиентов можно разделить на три категории: Зритель, Жалобщик и Покупатель.

Содержание раздела